ПРИНЯТА
Педагогическим советом МБДОУ
«Детский сад № 20»
Протокол от «04» августа 2023г. № 56
УТВЕРЖДЕНА
Заведующей МБДОУ
«Детский сад № 20»
Н.М. Дранишникова
Приказ от «04» августа 2023г.
№ 162
СОГЛАСОВАНА
Заседанием Совета родителей
Протокол от «03» августа 2023 г. № 15
Рабочая программа воспитания
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 20»
Дегтярск, 2023 г.
Содержание
Общие положения
Целевой раздел
Содержательный раздел Программы воспитания
Организационный раздел Программы воспитания
2
Общие положения
Рабочая программа воспитания МБДОУ «Детский сад № 20» (далее –
Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный
№ 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г.
№ 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной
образовательной программой дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028,
зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный
№
71847)
(далее
–
ФОП
ДО).
https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются
следующие нормативно-правовые документы:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»
- Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных
требованиях в Российской Федерации»
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
- федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
3
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №
1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный №
30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля
2023 г., регистрационный № 72264);
- федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028,
зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.,
регистрационный № 71847);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31
июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г.,
регистрационный № 59599);
- Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28,
зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573);
- Устав МБДОУ «Детский сад № 20»;
- Программа развития МБДОУ «Детский сад № 20»;
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие
личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности
с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических
особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для
детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и
необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Программа
воспитания
основана
на
воплощении
национального
воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования,
нравственное (идеальное) представление о человеке.
4
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации
обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде3.
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют
традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности – это
нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России,
передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской
гражданской идентичности и единого культурного пространства страны,
укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное
проявление в духовном, историческом и культурном развитии
многонационального народа России4.
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным
ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов
России5.
Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании
воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями
детей.
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовнонравственного направления воспитания
Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания.
Ценность познание лежит в основе познавательного направления
воспитания.
Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и
оздоровительного направления воспитания.
Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
5
Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления
воспитания.
Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка, которые коррелируют с
портретом выпускника ДОО и с традиционными ценностями российского
общества.
С учётом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается
ребёнок, в программе воспитания находит отражение взаимодействие всех
субъектов воспитательных отношений. Реализация Программы воспитания
предполагает социальное партнерство ДОО с другими учреждениями
образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в том числе
системой дополнительного образования детей.
Цели и задачи воспитания.
Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие каждого ребёнка с
учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной
социализации детей на основе традиционных ценностей российского
общества, что предполагает:
формирование первоначальных представлений о
традиционных ценностях российского народа, социально
приемлемых нормах и правилах поведения;
2)
формирование
ценностного
отношения
к
окружающему миру (природному и социокультурному), другим
людям, самому себе;
3)
становление первичного опыта деятельности и
поведения в соответствии с традиционными ценностями,
принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в ДОО:
1)
содействовать развитию личности, основанному на
принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и
недопустимом;
2)
способствовать
становлению
нравственности,
основанной на духовных отечественных традициях, внутренней
установке личности поступать согласно своей совести;
3)
создавать условия для развития и реализации
личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому
самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4)
осуществлять поддержку позитивной социализации
ребёнка посредством проектирования и принятия уклада,
воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
1)
Направления
воспитания.
направление воспитания.
Патриотическое
6
1) Цель патриотического направления воспитания – содействовать
формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и
культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за
будущее своей страны.
2) Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического
направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка
вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства
любви и уважения к своей стране — России, своему краю, малой родине,
своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм),
ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.
3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее
патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры
человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и
семейных традиций.
4) Работа
по
патриотическому
воспитанию
предполагает:
формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости
за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории,
культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и
вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие
(предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради
своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца»,
устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей
Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные,
например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в
дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края,
Отчизны в целом).
Духовно-нравственное направление воспитания.
1) Цель духовно-нравственного направления воспитания – формирование
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.
2) Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовнонравственного направления воспитания.
3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностносмысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в
детско- взрослой общности, содержанием которого является освоение
социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном
аспектах.
Социальное направление воспитания.
1) Цель социального направления воспитания – формирование
ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие
дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.
2) Ценности – семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания.
7
3) В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все
многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится
действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои
поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностносмыслового отношения ребёнка к социальному окружению невозможно без
грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется
личная социальная инициатива ребёнка в детско- взрослых и детских
общностях.
4) Важной составляющей социального воспитания является освоение
ребёнком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств
и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и
Нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей
основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к
человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о
культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с
накоплением нравственных представлений, формированием навыка
культурного поведения.
Познавательное направление воспитания.
1) Цель познавательного направления воспитания – формирование
ценности познания.
2) Ценность – познание лежит в основе познавательного направления
воспитания.
3) В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности
охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным
условием формирования умственных качеств личности, самостоятельности и
инициативности ребёнка. Познавательное и духовно-нравственное
воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как
знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное
развитие ребёнка.
4) Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине,
становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное,
эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности
человека.
Физическое и оздоровительное направление воспитания.
1) Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование
ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение
элементарными
гигиеническими навыками и правилами безопасности.
2) Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и
оздоровительного направления воспитания.
3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на
идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного
отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как
совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.
Трудовое направление воспитания.
8
1) Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения
детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
2) Ценность – труд лежит в основе трудового направления воспитания.
3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и
поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно
приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность
в выполнении трудовых поручений способствует формированию
ответственности за свои действия.
Эстетическое направление воспитания.
1) Цель эстетического направления воспитания – способствовать
становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте.
2) Ценности – культура, красота, лежат в основе эстетического
направления воспитания.
3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к
прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в
отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое
воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной
сферы личности влияет на становление нравственной и духовной
составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка
отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию
воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения,
опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного
вкуса.
Целевые ориентиры воспитания.
1) Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления
личности и развития ребёнка. Поэтому планируемые результаты
представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные «портреты»
ребёнка к концу раннего и дошкольного возрастов.
2) В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной
работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основной
образовательной программы
дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе
в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием
для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем
годам).
Направление
воспитания
Патриотическое
Ценности
Целевые ориентиры
Родина, природа
Проявляющий привязанность к близким людям,
бережное отношение к живому
9
Духовно
нравственное
Направление
воспитания
Социальное
Познавательное
Физическое
оздоровительное
Жизнь,
милосердие, добро
Способный понять и принять, что такое «хорошо»
и «плохо».
Ценности
Целевые ориентиры
Проявляющий сочувствие, доброту.
Человек,
семья, Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае
дружба,
неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий
сотрудничество
интерес
к
другим
детям
и
способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!». Способный к
самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении.
Познание
иЗдоровье, жизнь
Проявляющий интерес к окружающему
Любознательный, активный в поведении и
деятельности.
миру.
Понимающий ценность жизни и здоровья,
владеющий основными способами укрепления
здоровья - физическая культура, закаливание,
утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное
поведение и другое; стремящийся к сбережению и
укреплению собственного здоровья и здоровья
окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям
и подвижным играм, стремление к личной и
командной победе, нравственные и волевые
качества.
Трудовое
Труд
Поддерживающий
элементарный
порядок
в
окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в доступных
трудовых
действиях.
Стремящийся
к
результативности,
самостоятельности,
ответственности в самообслуживании, в быту, в
игровой
и
других
видах
деятельности
(конструирование, лепка, художественный труд,
детский дизайн и другое).
Эстетическое
Культура и красота
Проявляющий эмоциональную отзывчивость на
красоту в окружающем мире и искусстве.
Способный
к
творческой
деятельности
(изобразительной,
декоративно-оформительской,
музыкальной, словесноречевой, театрализованной
и другое).
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения
программы
10
Направление
воспитания
Направление
воспитания
Патриотическое
Ценности
Целевые ориентиры
Ценности
Целевые ориентиры
Родина, природа
Любящий свою малую родину и имеющий
представление
о
своей
стране России,
испытывающий чувство привязанности к родному
дому, семье, близким людям.
Духовно
нравственное
Жизнь,
милосердие, добро
Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий
и
уважающий
традиционные
ценности, ценности семьи и общества, правдивый,
искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку.
Способный не оставаться равнодушным к чужому
горю,
проявлять
заботу;
Самостоятельно
различающий
основные
отрицательные
и
положительные человеческие качества, иногда
прибегая к помощи взрослого в ситуациях
морального выбора.
Социальное
Человек,
семья, Проявляющий ответственность за свои действия и
дружба,
поведение; принимающий и уважающий различия
сотрудничество
между людьми. Владеющий основами речевой
культуры. Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов и дел.
Познавательное
Познание
Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе
творческом.
Проявляющий
активность,
самостоятельность, инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и продуктивных видах
деятельности и в самообслуживании. Обладающий
первичной картиной мира на основе традиционных
ценностей.
11
Физическое
оздоровительное
иЗдоровье, жизнь
Понимающий
ценность
жизни,
владеющий
основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и
безопасного поведения и другое; стремящийся к
сбережению и укреплению собственного здоровья и
здоровья окружающих. Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и подвижным играм,
стремление к личной и командной победе,
нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной
деятельности.
Имеющий представление о некоторых видах
спорта и активного отдыха.
12
Направление
воспитания
Трудовое
Эстетическое
Ценности
Целевые ориентиры
Труд
Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности.
Проявляющий трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной деятельности.
Культура и красота
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
в
быту,
природе,
поступках,
искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.
2. Содержательный раздел Программы воспитания.
Уклад образовательной организации.
Уклад, в качестве установившегося порядка жизни МБДОУ, определяет
мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной
деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве
дошкольного образования.
Уклад МБДОУ – это её необходимый фундамент, основа и инструмент
воспитания. Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех
участников образовательных отношений: руководителей ДОО, воспитателей и
специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей
(законных представителей), субъектов социокультурного окружения ДОО.
Уклад включает:
цель и смысл деятельности ДОО, её миссию. Миссия МБДОУ - реализация
права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечение
условий для личностного развития и проживания дошкольного детства, как
самоценного периода жизни, охраны и укрепления его здоровья;
принципы жизни и воспитания в МБДОУ;
образ МБДОУ, её особенности, символику, внешний имидж; отношение
к
воспитанникам,
их
родителям
(законным
представителям), сотрудникам и партнерам МБДОУ;
ключевые правила МБДОУ;
традиции и ритуалы, особые нормы этикета в МБДОУ;
особенности РППС, отражающие образ и ценности МБДОУ;
социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда МБДОУ
(учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности).
Воспитывающая среда образовательной организации.
Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе.
13
Воспитывающая среда включает совокупность различных условий,
предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в
процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества.
Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется
воспитывающей средой. Основными характеристиками воспитывающей среды
являются её содержательная насыщенность и структурированность.
Воспитывающая среда включает:
условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребёнка к
окружающему миру, другим людям, себе;
условия для обретения ребёнком первичного опыта деятельности и поступка в
соответствии с традиционными ценностями российского общества;
условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого
взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях,
включая разновозрастное детское сообщество.
Общности (сообщества) ДОО Профессиональная
общность
–
это
устойчивая система связей и
отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое
всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те
ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности
такой общности является рефлексия собственной профессиональной
деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
- быть примером в формировании полноценных и сформированных
ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
- мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
- поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными
детьми внутри группы сверстников принимала общественную
направленность;
- заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на
основе чувства доброжелательности;
- содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять
чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться,
проявлять внимание к заболевшему товарищу;
- воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость,
щедрость, доброжелательность и пр.);
- учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
- воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое
поведение.
14
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и
всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только
общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к
другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье
и в МБДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в
МБДОУ. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми
особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание
условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития
и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг
другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение,
отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих
симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания
ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам
и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы
усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В
каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в
зависимости от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие
полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает
способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится
умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать
поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается
тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же,
как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель воспитывает у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его
успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским
взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление
и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать
сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной
цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские
общности. В детском саду обеспечена возможность взаимодействия ребенка
как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в
отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает
опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и
традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать
авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для
15
воспитания заботы и ответственности.
Организация
жизнедеятельности
детей
дошкольного
возраста
в
разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для
инклюзивного образования.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая
составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду
направлена на создание воспитывающей среды как условия решения
возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера,
эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки,
разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной
жизни и развития детей.
Воспитатель соблюдает кодекс нормы профессиональной этики и
поведения:
педагог всегда выходит навстречу родителям и
приветствует родителей и детей первым;
улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них
ответственность за поведение детей в детском саду;
тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение
голоса;
уважительное отношение к личности воспитанника;
умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать
ему;
умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с
детьми;
умение быстро и правильно оценивать сложившуюся
обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и
способностях воспитанников;
умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях
с детьми;
умение сочетать требовательность с чутким отношением к
воспитанникам;
знание возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников;
соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в
которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние,
которое среда оказывает на идеи и поведение человека.
Социокультурные ценности являются определяющими в структурно16
содержательной основе Программы воспитания.
Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей
воспитательной
программы.
Он
учитывает
этнокультурные,
конфессиональные и региональные особенности и направлен на
формирование ресурсов воспитательной программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального
партнерства образовательной организации.
В рамках социокультурного контекста повышается
роль
родительской
общественности как субъекта образовательных отношений в Программе
воспитания.
Деятельности и культурные практики в ДОО
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности
дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации
цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и
культурные практики:
предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым,
в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой
деятельности, способы ее реализации совместно с родителями,
воспитателями, сверстниками);
культурные практики (активная, самостоятельная апробация
каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний,
полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах
деятельности через личный опыт);
свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная
самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые
устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на
основе усвоенных ценностей).
Задачи воспитания
Поскольку в ДОО создан единый воспитательно-образовательный процесс, то
в ней в комплексе решаются воспитательные, обучающие и развивающие
задачи педагогического процесса. Задачи по воспитанию базовых ценностей
интегрируются с воспитательными задачами, реализуемыми при реализации
образовательных областей (таблица 1).
17
Таблица 1
Задачи рабочей программы воспитания, связанные с базовыми ценностями и воспитательными задачами,
реализуемыми в рамках образовательных областей
Направления
воспитания и
базовые ценности
Цель
Патриотическое
Формирование у ребёнка
личностной
позиции
направление
наследника традиций и
воспитания
культуры,
защитника
В основе лежат
Отечества
и
творца
ценности
(созидателя),
«Родина» и
ответственного
за
«Природа»
будущее своей страны
Задачи
Задачи образовательных
областей
• Формировать
• Воспитывать
ценностное
«патриотизм наследника»,
отношения
к
испытывающего
чувство
культурному
гордости за наследие своих
наследию своего
предков
(предполагает
народа,
к
приобщение
детей
к
нравственным и
истории,
культуре
и
культурным
традициям нашего народа:
отношение к труду, семье, традициям России
стране и вере)
• Формировать
• Приобщать
к
«патриотизм
отечественным
традициям
и
защитника», стремящегося
праздникам,
к
истории
и
достижениям родной
страны,
к
культурному
наследию народов
Образовательные
области
Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Направления
воспитания
и Цель
базовые ценности
Задачи
Задачи образовательных
областей
Образовательные
области
сохранить это наследие России
(предполагает развитие у
• Воспитывать
детей
готовности
уважительное
преодолевать
трудности
отношение
к
ради своей семьи, малой
государственным
родины)
символам страны
• Воспитывать
(флагу, гербу,
«патриотизм созидателя и гимну);
творца», устремленного в
будущее, уверенного в
• Приобщать
к Художественноблагополучии
и
традициям
и эстетическое
процветании своей Родины
великому
развитие
(предполагает конкретные
культурному
каждодневные дела,
наследию
направленные,
российского народа
Направления
воспитания
и Цель
базовые ценности
Задачи
Задачи образовательных
областей
Образовательные
области
например, на поддержание
чистоты
и
порядка,
опрятности и аккуратности,
а в дальнейшем - на
развитие
всего
своего
населенного
пункта,
района, края,
Отчизны в целом)
ДуховноФормирование
нравственное
способности к духовному
направление
развитию, нравственному
самосовершенствованию,
воспитания
В основе лежат индивидуальноответственному
ценности
поведению
«Жизнь»,
«Милосердие»,
«Добро»
• Развивать
ценностносмысловую сферу
дошкольников на
основе творческого
взаимодействия в
детско- взрослой
общности
• Способствовать
освоению
социокультурного
опыта в его
• Воспитывать любовь Социальнок
своей
семье, коммуникативное
своему населенному развитие
пункту,
родному
краю, своей стране
• Воспитывать
уважительное
отношение к
ровесникам,
родителям
(законным
представителям),
Направления
воспитания
и Цель
базовые ценности
Задачи
Задачи образовательных
областей
культурно- историческом и соседям, другим людям
личностном аспектах
вне зависимости от их
этнической
принадлежности
• Воспитывать
социальные чувства
и
навыки:
способность
к
сопереживанию,
общительность,
дружелюбие
• Формировать
навыки
сотрудничества,
умения соблюдать
правила, активной
личностной позиции
• Создавать условия
для возникновения у
ребёнка
нравственного,
Образовательные
области
Направления
воспитания
и Цель
базовые ценности
Задачи
Задачи образовательных
областей
Образовательные
области
социально
значимого
поступка,
приобретения
ребёнком
опыта
милосердия и
заботы;
• Воспитывать
Речевое развитие
отношение
к
родному языку как
ценности, развивать
умение чувствовать
красоту
языка,
стремление говорить
красиво
(на
правильном,
богатом, образном
языке).
Социальное
направление
воспитания
В основе лежат
ценности
Формирование
ценностного отношения
детей к семье, другому
человеку, развитие
дружелюбия, умения
• Способствовать
освоению детьми
моральных
ценностей
• Формировать у
• Содействовать
Социальностановлению
коммуникативное
целостной картины развитие
мира, основанной на
представлениях о
Направления
Задачи
воспитания
и Цель
базовые ценности
«Человек»,
находить общий язык с детей
нравственные
другими людьми
качества и идеалов
«Семья»,
• Воспитывать
«Дружба»,
стремление жить в
«Сотрудничество»
соответствии
с
моральными
принципами
и
нормами
и
воплощать их в
своем поведении.
Воспитывать
уважение к другим
людям, к законам
человеческого
общества.
Способствовать
накоплению у детей
опыта социальноответственного
поведения
• Развивать
нравственные
Задачи образовательных
областей
Образовательные
области
добре и зле, прекрасном и
безобразном, правдивом и
ложном
• Воспитывать
Познавательное
уважения к людям – развитие
представителям
разных
народов
России независимо
от их этнической
принадлежности;
• Способствовать
Речевое развитие
овладению детьми
формами речевого
этикета,
отражающими
принятые в обществе
правила и нормы
культурного
поведения
Направления
воспитания
и Цель
базовые ценности
Задачи
представления,
формировать
навыки
культурного поведения
Задачи образовательных
областей
Образовательные
области
• Создавать условия Художественнодля
выявления, эстетическое
развития
и развитие
реализации
творческого
потенциала каждого
ребёнка с учётом его
индивидуальности,
• Поддерживать
готовности детей к
творческой
самореализации и
сотворчеству
с
другими людьми
(детьми и
взрослыми)
• Воспитывать
Физическое
активность,
развитие
самостоятельность,
уверенности в своих
силах, развивать
Направления
воспитания
и Цель
базовые ценности
Познавательное
В основе лежит
ценность
«Познание»
Формирование ценности
познания
Задачи
• Воспитывать
у
ребёнка стремление
к
истине,
способствовать
становлению
целостной картины
мира, в которой
интегрировано
ценностное,
эмоционально
окрашенное
отношение к миру,
людям,
природе,
деятельности
человека
Задачи образовательных
областей
Образовательные
области
нравственные и
волевые качества
• Воспитывать
Познавательное
отношение к знанию развитие
как
ценности,
понимание значения
образования
для
человека, общества,
страны
• Воспитывать
уважительное,
бережное
и
ответственное
отношения
к
природе
родного
края, родной страны
• Способствовать
приобретению
первого опыта
действий
по
сохранению
природы.
Направления
воспитания
и Цель
базовые ценности
Задачи
Задачи образовательных
областей
Образовательные
области
• Формировать
Художественноцелостную картину эстетическое
мира на основе развитие
интеграции
интеллектуального и
эмоциональнообразного способов
его освоения детьми
Физическое
и
оздоровительное
В основе лежат
ценности
«Здоровье»,
«Жизнь»
Формирование
ценностного отношения
детей к здоровому образу
жизни,
овладение
элементарными
гигиеническими навыками
и правилами безопасности
• Способствовать
• Развивать навыки
Физическое
становлению
здорового образа
развитие
осознанного
жизни
отношения к жизни
• Формировать у детей
как основоположной
возрастосообразных
ценности
представлений
о
• Воспитывать
жизни, здоровье и
отношение здоровью
физической культуре
как
совокупности
• Способствовать
физического,
становлению
духовного
и
эмоциональносоциального
ценностного
благополучия
отношения к
человека
здоровому образу
Направления
воспитания
и Цель
базовые ценности
Задачи
Задачи образовательных
областей
Образовательные
области
жизни,
интереса
к
физическим упражнениям,
подвижным
играм,
закаливанию организма, к
овладению гигиеническим
нормам и правилами
• .
Трудовое
В основе лежит
ценность «Труд»
Формирование
ценностного отношения
детей
к
труду,
трудолюбию
и
приобщение ребёнка к
труду
• Поддерживать
• Поддерживать
привычку
к
трудовое усилие,
трудовому усилию, к
формировать
доступному
привычку
к
напряжению
доступному
физических,
дошкольнику
умственных
и
напряжению
нравственных
сил
физических,
для
решения
умственных
и
трудовой задачи;
нравственных сил
• Воспитывать
для решения
трудовой задачи
стремление
Социальнокоммуникативное
развитие
Направления
воспитания
и Цель
базовые ценности
приносить
людям
Эстетическое В
основе
лежат
ценности
«Культура» и
«Красота»
Становление у детей
ценностного отношения
к красоте
Задачи образовательных
областей
Задачи
пользу
• Воспитывать любовь
к прекрасному в
окружающей
обстановке,
в
природе,
в
искусстве,
в
отношениях,
развивать у детей
желание и умение
творить
Образовательные
области
• Формировать
способность
бережно
и
уважительно
относиться
к
результатам своего
труда и труда других
людей.
• Воспитывать
Художественноэстетические чувства эстетическое
(удивление, радость, развитие
восхищение,
любовь)
к
различным объектам
и
явлениям
окружающего мира
(природного,
бытового,
социокультурного),
к
произведениям
разных видов,
жанров и стилей
Направления
воспитания
и Цель
базовые ценности
Задачи
Задачи образовательных
областей
искусства (в соответствии
с
возрастными
особенностями)
• Приобщать
к
традициям
и
великому
культурному
наследию
российского народа,
шедеврам мировой
художественной
культуры сцелью
раскрытия ценностей
«Красота»,
«Природа»,
«Культура»
• Способствовать
становлению
эстетического,
эмоциональноценностного
Образовательные
области
Направления
воспитания
и Цель
базовые ценности
Задачи
Задачи образовательных
областей
отношения
к
окружающему миру для
гармонизации
внешнего
мира и внутреннего мира
ребёнка
• Формировать
целостную картину
мира на основе
интеграции
интеллектуального и
эмоциональнообразного способов
его освоения детьми
• Создавать условия
для
выявления,
развития
и
реализации
творческого
потенциала каждого
ребёнка с учётом его
индивидуальности
Образовательные
области
Направления
воспитания
и Цель
базовые ценности
Задачи
Задачи образовательных
областей
• Поддерживать
готовность детей к
творческой
самореализации
Образовательные
области
Формы совместной деятельности в образовательной организации.
4) Работа с родителями (законными представителями).
В целях реализации программы воспитания, в т.ч. социокультурного потенциала
города Дегтярска для развития ребенка, работа с родителями/законными
представителями детей дошкольного возраста строится на принципах
ценностного единства и сотрудничества участников образовательных отношений
МБДОУ «Детский сад № 11».
Профессионально-родительское сообщество включает сотрудников детского сада
и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только
общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу.
Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в
учреждении. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в детском
саду. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей
ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые
необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Ценностное единство и готовность к сотрудничеству всех участников
образовательных отношений составляет основу уклада учреждения, в котором
строится воспитательная работа.
Групповые формы работы:
- Совет родителей, участвующие в решении вопросов воспитания и
социализации детей.
- Родительские собрания, посвященные обсуждению актуальных и
острых проблем воспитания детей дошкольного возраста.
- Взаимодействие в социальных сетях: родительские форумы и чаты,
посвященные обсуждению интересующих родителей вопросов
воспитания; виртуальные консультации психологов и педагогов на
интернет-сайте ДОО.
Индивидуальные формы работы:
- Работа специалистов по запросу родителей для решения проблемных
ситуаций, связанных своспитанием ребенка дошкольного возраста.
- Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с воспитанием ребенка.
- Участие родителей (законных представителей) и других членов семьи
дошкольника в реализации проектов и мероприятий воспитательной
направленности.
- Индивидуальное
консультирование
родителей
(законных
представителей) c
целью
координации
воспитательных
усилий
педагогического
коллективаи
семьи.
Формы информационного взаимодействия, относящиеся к коллективу родителей в
целом:
- единый и групповой стенды;
- сайт детского сада в сети Интернет;
- плакаты различной тематики (противопожарная, санитарная,
гигиеническая, психолого - педагогическая и др.);
- папки, письма, памятки, буклеты, бюллетени;
-документальные видеофильмы с записью занятий, праздников и других
воспитательно - образовательных мероприятий;
В устной словесной форме индивидуальное взаимодействие с родителямикаждого
ребенка осуществляется:
-при ежедневных непосредственных контактах педагогов с родителями;
-при проведении неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями;
-при общении по телефону;
Традиционные
формы
взаимодействия
с
родителями
дополняются
дистанционными(дистанционные консультации, онлайн-конференции и т. д.).
5) События образовательной организации.
Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором активность
взрослого приводит к приобретению ребёнком собственного опыта переживания
той или иной ценности. Событийным может быть не только организованное
мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент,
традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно
реализуемые проекты и прочее.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского общества.
Это поможет каждому педагогу спроектировать работу с группой в целом, с
подгруппами детей, с каждым ребёнком.
6) Совместная деятельность в образовательных ситуациях.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой
организации совместной деятельности взрослого и ребёнка по освоению ООП ДО,
в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего
времени пребывания ребёнка в ДОО.
В Приложении описаны основные виды организации совместной деятельности
как воспитательный потенциал.
К основным видам организации совместной деятельности в
образовательных ситуациях в МБДОУ относятся: ситуативная беседа, рассказ, советы,
вопросы;
социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление
рассказов из личного опыта;
чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами,
сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды-
инсценировки;
рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр
видеороликов, презентаций, мультфильмов;
организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских,
детских поделок и тому подобное),
экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное),
посещение спектаклей, выставок;
игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример
педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный
контакт, похвала, поощряющий взгляд).
Организация предметно-пространственной среды.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других
участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию,
использованию в воспитательном процессе:
знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОО; компоненты
среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности
социокультурных условий, в которых находится ДОО;
компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и
безопасность;
компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и
совместной деятельности;
компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений,
радость общения с семьей;
компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного
развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие
красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную
картину мира;
компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а
также отражающие ценности труда в жизни человека и государства;
компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления
здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и
спорта;
компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в
культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального
российского народа.
Необходимым инструментом решения воспитательных задач в ДОО является
комплект «Бабушкины сказки»
Социальное партнерство.
Значимые партнеры взаимодействия программы воспитания
Субъекты взаимодействия
Предмет взаимодействия
Дошкольные
образовательные
организации ГО
Дегтярск
МОУ ДОД «Детско-юношеская
спортивная школа»
МОУ «СОШ» ГО Дегтярск
Развитие
социальной
компетенции
воспитанников, повышение профессиональной
компетентности педагогов ДОУ
Физическое развитие воспитанников, получение
независимой оценки о развитии воспитанников
Обеспечение
преемственности
ступеней
образования, познавательное и речевое развитие
воспитанников
МОУ ДОД «Музыкальная школа»
Развитие
социальной
компетентности
воспитанников, художественно-эстетическое и
краеведческое
развитие,
знакомство
с
творческими людьми города, патриотическое
воспитание
МУК «Детская библиотека»
Территориальная областная ПМПК при Реализация
инклюзивного
образования,
ГКС (коррекционном) ОУ СО для повышение педагогической компетентности
обучающихся, воспитанников с ОВЗ
родителей в воспитании, развитии и обучении
детей дошкольного возраста с ОВЗ
ГБУЗ СО «ДГБ»
Сохранение
и
укрепление
здоровья
воспитанников
Совет ветеранов
ОГИБДД «Ревдинский»
ГАОУ ДПО СО «Институт развития
образования»
ГАПОУ СО «Ревдинский педагогический
колледж»
Университеты г. Екатеринбург
Развитие
социальной
воспитанников
компетентности
Повышение профессиональной компетентности
педагогов, трансляция и изучение передового
опыта, повышение квалификации
Для создания качественных условий воспитания, обучения и развития детей
осуществляется сотрудничество с учреждениями образования
и
культуры. Самораскрытие личности и самореализация творческих
способностей воспитанников обеспечивается социальными партнерами, что
способствует успешной социализации воспитанников.
Социальное партнерство и сотрудничество, обеспечивая степень открытости
образовательного учреждения, является важным механизмом реализации
программы воспитания.
3. Организационный раздел Программы воспитания.
Требования к условиям работы с особыми категориями детей.
Основными условиями реализации Программы воспитания для детей с ОВЗ в
МБДОУ «Детский сад № 20» является полноценное проживание ребенком всех
этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития;
- построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным субъектом воспитания;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- формирование и поддержка инициативы детей в различных видах
детской деятельности;
- активное
привлечение ближайшего социального окружения к
воспитанию ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад № 20» являются:
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности;
- формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям
со стороны всех участников образовательных отношений;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с
особенностями в развитии и содействие повышению уровня
педагогической компетентности родителей;
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с
окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
- расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и
представлений об окружающем мире;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с
ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества.
Принципы инклюзивного образования
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в
контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех детей достижение прогресса скорее может быть в том, что
они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы
принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей
(психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных,
национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную
ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада жизни МБДОУ «Детский сад №
20» и основанием для проектирования воспитывающей среды, деятельностей и
событий.
На уровне уклада жизни детского сада инклюзивное образование – это
идеальная норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности,
как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность,
сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться
всеми участниками образовательных отношений в ДОО.
На уровне воспитывающей среды: ППС строится как максимально доступная
для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда обеспечивает возможность
включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества;
рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации
уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и
смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми,
родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном
образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и
сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах
обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в
команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной
ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и
общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития
каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях
группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность
ребенка в своих силах.